Цинизм

Слово «цинизм» происходит от названия античной философской школы киников. По одной из версий, название школы происходит от названия холма Киносарг («собачья гора») в Афинах, где собирались представители школы. Основателем школы считается Антисфен, ученик Сократа, который привел философию своего учителя к естественной, как он полагал, простоте. Антисфен полагал, что истинная добродетель состоит в избавлении от условностей, в свободе от обладания бесполезным, а потому и лишним, как в мире вещей, так и в мире идей, так–как только так можно приблизиться к Истине. Условности порождают лицемерие. Антисфен утверждал, что жизнь человека должна быть простой как жизнь собаки, презирающей любые условности, относящейся к вещам и явлением так, как они заслуживают и чем являются. Собака, по–гречески — «кинос». Отсюда, предположительно, так же могло происходить название и самой школы киников.

Предельное упрощение быта, аскетический образ жизни, отстраненность от общества во всех его проявлениях, будь то семья, или государство, освобождение от религиозных догм. В крайней степени своей философии киники намеренно умаляли даже свой уровень культуры, вплоть до полной необразованности и невоспитанности, трактуя это как благо. Самым ярким представителем киников был Диоген Синопский, доведший идеи презрения условностей до практического воплощения на примере собственной жизни.


Воззрения киников, их искренность в стремлении соответствовать тому, что они провозглашают, оказало большое влияние на развитие античной философской мысли. Например, на стоицизм — философию-образец логичности и последовательности суждений, а также обязательной личной свободы и готовность отстаивать свои воззрения. Кинизм лег в основу представлений о христианских аскезе и подвижничестве, и имел свое продолжение в христианском юродстве.

В латинской транскрипции «кинизм» звучит как «цинизм». В наше время слово «цинизм» приобрело отрицательную коннотацию, как то: вызывающе–пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности.

Сегодня циниками называют тех, кто кажется бесчувственным, со сниженным чувством эмпатии и рациональным подходом ко всему, с чем имеют дело. Но если отталкиваться от первоначального значения этого понятия, то выходит, что за бесчувственный рационализм и неблагопристойность выдается умение видеть и называть вещи своими именами и нежелание лицемерить.

Добавить комментарий